Литературное.
Задумался тут вот над чем. За последнее время я проглотил сразу несколько исторических романов от разных писателей из разных стран и даже разного пола. Каждая из книжек оказалась не так уж и плоха, хотя и откровенных шедевров не попалось, но самое главное – я обнаружил кое-что общее у всех пяти прочитанных романов (помимо того, что все они современные, самый ранний датируется 2008 годом). И вот это общее и поставило меня в тупик.
Абсолютно в каждом романе очень значительное место уделяется физиологичности. Причём это не шолоховский натурализм, где детали вроде мозолистых пяток, порыжевшей от пота ткани под мышками и хлещущей крови аккуратными мазками создают атмосферу правдоподобия. Нет!
Во всех прочитанных книжках авторы с упоением описывают, как персонажи срут, блюют, дрочат, срыгивают, подтираются, копаются в гнили, ковыряют в носу, едят добытое из носа и прочая, прочая, прочая.
Видит Будда, я не ханжа и не двенадцатилетняя гимназистка, у меня крепкие нервы и желудок. Да и в литературе я совершенно спокойно отношусь к физиологизму. Просто, во-первых, на мой взгляд - подобные сцены должны быть аккордами, которые подчёркивают жесткость происходящего, а когда говно равномерно размазано по повествованию, оно как-то впечатлять перестаёт. А во-вторых, меня заинтересовала сама тенденция.
Я вот роюсь в догадках, почему именно исторические романы превращаются во фрик-шоу и именно туда набивают шок-контент ради шок-контента? Маятник качнулся от ванильных Дюма и Скотта к противоположности? Или все внезапно стали так травмированы «Парфюмером» Зюскинда, что полезли подражать?
Серьёзно, из прочитанных книг только в одной расчленёнка и говно имели как сюжетное обоснование, так и определённый стиль. Но что в других? Это неумение создать мрачную атмосферу и заурядная эксплуатация табуированного? Или всё же это новая волна в жанре? Или это мне просто не повезло, и в выборке из пяти книг я попал пять раз из пяти?
Короче, есть кто-нибудь, кто видел современную нефантастическую художку про дела минувших дней без эксплуатации «немытого прошлого»?